Владимир Павлович Басов (28 июля 1923 — 17 сентября 1987) — российский кинорежиссер и актер, народный артист СССР (1983).
В 1952 окончил ВГИК (мастерская Сергея Иосифовича Юткевича и М. И. Ромма). Владимир Басов работал в основном в области экранизации. Поставил фильмы: «Школа мужества» (по повести А. П. Гайдара «Школа»; 1954), «Первые радости» (1956), «Битва в пути» (1961), «Тишина» (1964), «Щит и меч» (1968), «Опасный поворот» (1972), «Дни Турбиных» (1976, по М. А. Булгакову), «Время и семья Конвей» (1984), «Семь криков в океане» (1986) и др.
Играл в своих фильмах и фильмах других режиссеров. Мастер эпизода («Я шагаю по Москве» и др.).
В 1952 окончил ВГИК (мастерская Сергея Иосифовича Юткевича и М. И. Ромма). Владимир Басов работал в основном в области экранизации. Поставил фильмы: «Школа мужества» (по повести А. П. Гайдара «Школа»; 1954), «Первые радости» (1956), «Битва в пути» (1961), «Тишина» (1964), «Щит и меч» (1968), «Опасный поворот» (1972), «Дни Турбиных» (1976, по М. А. Булгакову), «Время и семья Конвей» (1984), «Семь криков в океане» (1986) и др.
Играл в своих фильмах и фильмах других режиссеров. Мастер эпизода («Я шагаю по Москве» и др.).
Владимир Павлович Басов (28 июля 1923 — 17 сентября 1987) — российский кинорежиссер и актер, народный артист СССР (1983).
В 1952 окончил ВГИК (мастерская Сергея Иосифовича Юткевича и М. И. Ромма). Владимир Басов работал в основном в области экранизации. Поставил фильмы: «Школа мужества» (по повести А. П. Гайдара «Школа»; 1954), «Первые радости» (1956), «Битва в пути» (1961), «Тишина» (1964), «Щит и меч» (1968), «Опасный поворот» (1972), «Дни Турбиных» (1976, по М. А. Булгакову), «Время и семья Конвей» (1984), «Семь криков в океане» (1986) и др.
Играл в своих фильмах и фильмах других режиссеров. Мастер эпизода («Я шагаю по Москве» и др.).
Владимир Басов родился 28 июля 1923 года в городе Уразове Белгородской области. Позднее он так вспоминал о своих детских и юношеских годах: «Меня мама родила, можно сказать, проездом — в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, и в конце концов мы с мамой приехали в Мары, что недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Отец служил на границе, мать заведовала коммуной для детей военнослужащих. В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно — все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков.
В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй. Вскоре маму назначили секретарем редакции районной газеты в Калининской области, и свой четвертый класс я закончил в Кашине. Летом загостился у тетки под Сухуми — так понравилось, что решил там остаться на весь пятый год, а потом еще и шестой прихватил. В селе Александрово Горьковской области закончен был седьмой класс — мама снова стала книгоношей. Ну а потом Москва — десятилетка, а вечерами Художественное училище имени 1905 года…
Владимир Басов ушел на фронт в 1942 году и закончил ее в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру. Однако предпочел уволиться на гражданку. В 1947 году вновь пришел во ВГИК и поступил на режиссерский факультет (мастерская С. И. Юткевича и Михаила Ильича Ромма). Через год вступил в ряды КПСС. В 1952 году, по окончании ВГИКа, как ассистент режиссера участвовал в съемках фильма «Пржевальский» (режиссером картины был его учитель С. Юткевич).
В фильме «Школа мужества», (вышел на экраны в 1954 году — составитель В.К.) свои первые роли сыграли будущие звезды советского кино: Леонид Харитонов и Ролан Быков. Главную женскую роль в нем сыграла 26-летняя Роза Макагонова — жена нашего героя (познакомились они еще во время учебы во ВГИКе).
«Главную роль мужскую роль в нем сыграл Михаил Ульянов, главную женскую — 26-летняя Наталья Фатеева. За несколько лет до этого она сменила Р. Макагонову в качестве супруги Басова, в 1959 году родила ему сына Володю. Однако на момент выхода картины на экран брак Фатеевой и Владимира Басова уже дал трещину и вскоре распался по обоюдному согласию (подробно об этом в главе «Наталья Фатеева»)».
«Борис Дуров (в 1963 году — составитель В.К.) ставил еще одну экранизацию — «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Для проб на главную роль в этом фильме были приглашены несколько молодых актрис, среди которых была студентка студии при Ленинградском БДТ 21-летняя Валентина Титова. Случайно увидев ее на студии, Владимир Басов внезапно влюбился в нее как мальчишка. Вот как об вспоминает сама В. Титова: «Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что на студии появилась красавица-студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла. Владимир Павлович, когда за мной закрылась дверь, объявил всем, сидевшим в комнате: «Я женюсь». Он однозначно решил, что я буду сниматься в «Метели». Но о том, чтобы я снималась в кино, не могло быть и речи. Я — ученица Товстоногова, и нас готовили только для сцены.
Что же делает влюбленный мужчина? Он звонит помощнику министра культуры Екатерины Фурцевой Калинину, и за его подписью Товстоногову была послана телеграмма с указаниями отпустить меня на съемки. Это было ЧП в театре. Когда я вернулась в Ленинград и пришла в театр, на меня смотрели, как на отступницу. Басов сразу выбрал меня и как актрису, и как жену…»
«Когда актриса уехала в Ленинград, наш герой при любой возможности мчался к ней и буквально часами просиживал в машине возле БДТ. В перерывах между занятиями в студии В. Титова выбегала к нему и они ехали обедать в ресторан. Так продолжалось месяца два. Затем Басов отважился на решительный шаг. В один из дней он накрыл роскошный стол в номере гостиницы «Европейская» и пригласил туда В. Титову и всех ее однокурсников. Там он произнес прекрасный тост и официально попросил руки у своей возлюбленной. Все это выглядело так торжественно, что друзья посоветовали девушке не отказываться от этого предложения. Все-таки не кто-нибудь — известный режиссер! И В. Титова согласилась. Впрочем, могла ли она поступить иначе, если к тому времени была уже беременна. В 1964 году на свет появился ребенок Владимира Басова — это был вновь мальчик, которого назвали Сашей. Через месяц после этого они расписались. Далее вновь послушаем В. Титову: «Я послала родителям в Свердловск телеграмму: «Поздравляю внуком Сашенькой, выезжайте, жду, люблю…» Они приехали, мы их встречали на вокзале. На перрон я пошла одна, Басов, чтобы оттянуть шок, остался около машины. Нужно было немного времени, чтобы подготовить маму. Мы подошли к машине. Она, когда его увидела, сказала однозначно: «Разводиться, сейчас же…» Родители пришли в ужас оттого, что Владимир Павлович был намного старше меня — на восемнадцать лет.
Но хитрый и мудрый Владимир Басов всегда держал ситуацию в своих руках. Вообще, надо сказать, он был человеком-победителем. Так вот, как только мы подошли к машине, Басов всплеснул руками и восторженно сказал: «Марья Ивановна» Если бы я узнал вас раньше, чем Валю, я б женился на вас!» И с этой минуты мама стала лучшим другом Владимира Павловича Басова, что бы он ни сказал, он всегда был прав».
«В 1969 году в семье Владимира Басова случилось новое пополнение — родилась дочь, которую назвали Елизаветой. В. Титова вспоминает: «Когда родился Саша, ему было сорок один, через пять лет Лиза родилась. Может быть, он не хотел, да кто его спрашивал-то? Такие вопросы решает женщина…»
«Его подвело здоровье — случился инфаркт. Кроме этого, распался его брак с В. Титовой (она затем вышла замуж за известного оператора Георгия Рерберга, с которым познакомилась в 1978 году на съемках фильма «Отец Сергий»)».
Из дополнительных источников:
В 1964 году в послужном списке Басова-актера появилась эпизодическая, но довольно яркая роль в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Помните полотера, который учит уму-разуму молодого сибирского писателя Ермакова? …Рассказывает актер Е. Стеблов: «…Артист, который должен был играть эту роль, заболел, и его нужно было срочно заменить. Режиссер Владимир Басов, который тогда озвучивал свою картину, в этот момент случайно проходил по тон-студии. Данелия уговорил его выручить нас и сняться в этом эпизоде. Так в нашем кинематографе появился блестящий актер».
«Фильм «Щит и меч» вышел на экраны страны в 1968 году и с первых же дней стал лидером проката: четыре его серии заняли 1-4-е места, собрав на своих просмотрах соответственно — 68, 66, 47 и 47 млн зрителей».
На счету Владимира Басова были роли не только в своих картинах, но и в фильмах других режиссеров: «Преступление и наказание» (1970, роль Лужина), «Бег» (1971, хозяин «тараканьих бегов»), «Приключения Буратино» (т/ф, 1975, Дуремар), «По семейным обстоятельствам» (1977, маклер) и др.
Как режиссер он в тот период снял следующие фильмы: «Возвращение к жизни» (1971), «Опасный поворот» (т/ф, 1972). «Нейлон 100%», «Дни Турбиных» (т/ф, 1976).
Практически во всех его картинах обязательно снималась его жена — В. Титова.
После «Дней Турбиных» у Владимира Басова случился инфаркт.
«Вскоре последовал второй инфаркт. 17 сентября 1987 года Владимир Басов скончался».
В 1952 окончил ВГИК (мастерская Сергея Иосифовича Юткевича и М. И. Ромма). Владимир Басов работал в основном в области экранизации. Поставил фильмы: «Школа мужества» (по повести А. П. Гайдара «Школа»; 1954), «Первые радости» (1956), «Битва в пути» (1961), «Тишина» (1964), «Щит и меч» (1968), «Опасный поворот» (1972), «Дни Турбиных» (1976, по М. А. Булгакову), «Время и семья Конвей» (1984), «Семь криков в океане» (1986) и др.
Играл в своих фильмах и фильмах других режиссеров. Мастер эпизода («Я шагаю по Москве» и др.).
Владимир Басов родился 28 июля 1923 года в городе Уразове Белгородской области. Позднее он так вспоминал о своих детских и юношеских годах: «Меня мама родила, можно сказать, проездом — в городе Уразове. Потом вот так, с мальчонкой под мышкой, путешествовала по всей стране. Побывали мы на Турксибе и на Волге, жили в Липецке, Воронеже, Курске… Отец мой, красный комиссар, философ по образованию, боролся с басмачами в Средней Азии, и в конце концов мы с мамой приехали в Мары, что недалеко от Кушки, самой южной точки Советского Союза. Отец служил на границе, мать заведовала коммуной для детей военнослужащих. В семь лет я пошел в школу, но мне там показалось неинтересно — все, чему учили первоклассников, я давно уже знал из маминых сельских уроков.
В тридцать первом году, после трагической смерти отца, мы переехали к дяде, в город Железнодорожный по Нижегородской дороге, и я стал ходить сразу в третий класс, миновав первый и второй. Вскоре маму назначили секретарем редакции районной газеты в Калининской области, и свой четвертый класс я закончил в Кашине. Летом загостился у тетки под Сухуми — так понравилось, что решил там остаться на весь пятый год, а потом еще и шестой прихватил. В селе Александрово Горьковской области закончен был седьмой класс — мама снова стала книгоношей. Ну а потом Москва — десятилетка, а вечерами Художественное училище имени 1905 года…
Владимир Басов ушел на фронт в 1942 году и закончил ее в чине капитана и в должности заместителя начальника оперативного отдела 28-й отдельной артиллерийской дивизии прорыва резерва Главного командования. Имел все шансы остаться на военной службе и сделать блестящую карьеру. Однако предпочел уволиться на гражданку. В 1947 году вновь пришел во ВГИК и поступил на режиссерский факультет (мастерская С. И. Юткевича и Михаила Ильича Ромма). Через год вступил в ряды КПСС. В 1952 году, по окончании ВГИКа, как ассистент режиссера участвовал в съемках фильма «Пржевальский» (режиссером картины был его учитель С. Юткевич).
В фильме «Школа мужества», (вышел на экраны в 1954 году — составитель В.К.) свои первые роли сыграли будущие звезды советского кино: Леонид Харитонов и Ролан Быков. Главную женскую роль в нем сыграла 26-летняя Роза Макагонова — жена нашего героя (познакомились они еще во время учебы во ВГИКе).
«Главную роль мужскую роль в нем сыграл Михаил Ульянов, главную женскую — 26-летняя Наталья Фатеева. За несколько лет до этого она сменила Р. Макагонову в качестве супруги Басова, в 1959 году родила ему сына Володю. Однако на момент выхода картины на экран брак Фатеевой и Владимира Басова уже дал трещину и вскоре распался по обоюдному согласию (подробно об этом в главе «Наталья Фатеева»)».
«Борис Дуров (в 1963 году — составитель В.К.) ставил еще одну экранизацию — «Гранатовый браслет» А. И. Куприна. Для проб на главную роль в этом фильме были приглашены несколько молодых актрис, среди которых была студентка студии при Ленинградском БДТ 21-летняя Валентина Титова. Случайно увидев ее на студии, Владимир Басов внезапно влюбился в нее как мальчишка. Вот как об вспоминает сама В. Титова: «Когда молоденькая, никому не известная актриса появляется на студии, все обычно бегут посмотреть, какая она. Так случилось и в тот раз. Сбежалась половина «Мосфильма», и Басову сказали, что на студии появилась красавица-студентка. Он попросил, чтобы меня к нему привели. Я лишь мельком заглянула к нему в комнату, сказав, что не могу сниматься, и ушла. Владимир Павлович, когда за мной закрылась дверь, объявил всем, сидевшим в комнате: «Я женюсь». Он однозначно решил, что я буду сниматься в «Метели». Но о том, чтобы я снималась в кино, не могло быть и речи. Я — ученица Товстоногова, и нас готовили только для сцены.
Что же делает влюбленный мужчина? Он звонит помощнику министра культуры Екатерины Фурцевой Калинину, и за его подписью Товстоногову была послана телеграмма с указаниями отпустить меня на съемки. Это было ЧП в театре. Когда я вернулась в Ленинград и пришла в театр, на меня смотрели, как на отступницу. Басов сразу выбрал меня и как актрису, и как жену…»
«Когда актриса уехала в Ленинград, наш герой при любой возможности мчался к ней и буквально часами просиживал в машине возле БДТ. В перерывах между занятиями в студии В. Титова выбегала к нему и они ехали обедать в ресторан. Так продолжалось месяца два. Затем Басов отважился на решительный шаг. В один из дней он накрыл роскошный стол в номере гостиницы «Европейская» и пригласил туда В. Титову и всех ее однокурсников. Там он произнес прекрасный тост и официально попросил руки у своей возлюбленной. Все это выглядело так торжественно, что друзья посоветовали девушке не отказываться от этого предложения. Все-таки не кто-нибудь — известный режиссер! И В. Титова согласилась. Впрочем, могла ли она поступить иначе, если к тому времени была уже беременна. В 1964 году на свет появился ребенок Владимира Басова — это был вновь мальчик, которого назвали Сашей. Через месяц после этого они расписались. Далее вновь послушаем В. Титову: «Я послала родителям в Свердловск телеграмму: «Поздравляю внуком Сашенькой, выезжайте, жду, люблю…» Они приехали, мы их встречали на вокзале. На перрон я пошла одна, Басов, чтобы оттянуть шок, остался около машины. Нужно было немного времени, чтобы подготовить маму. Мы подошли к машине. Она, когда его увидела, сказала однозначно: «Разводиться, сейчас же…» Родители пришли в ужас оттого, что Владимир Павлович был намного старше меня — на восемнадцать лет.
Но хитрый и мудрый Владимир Басов всегда держал ситуацию в своих руках. Вообще, надо сказать, он был человеком-победителем. Так вот, как только мы подошли к машине, Басов всплеснул руками и восторженно сказал: «Марья Ивановна» Если бы я узнал вас раньше, чем Валю, я б женился на вас!» И с этой минуты мама стала лучшим другом Владимира Павловича Басова, что бы он ни сказал, он всегда был прав».
«В 1969 году в семье Владимира Басова случилось новое пополнение — родилась дочь, которую назвали Елизаветой. В. Титова вспоминает: «Когда родился Саша, ему было сорок один, через пять лет Лиза родилась. Может быть, он не хотел, да кто его спрашивал-то? Такие вопросы решает женщина…»
«Его подвело здоровье — случился инфаркт. Кроме этого, распался его брак с В. Титовой (она затем вышла замуж за известного оператора Георгия Рерберга, с которым познакомилась в 1978 году на съемках фильма «Отец Сергий»)».
Из дополнительных источников:
В 1964 году в послужном списке Басова-актера появилась эпизодическая, но довольно яркая роль в фильме Георгия Данелия «Я шагаю по Москве». Помните полотера, который учит уму-разуму молодого сибирского писателя Ермакова? …Рассказывает актер Е. Стеблов: «…Артист, который должен был играть эту роль, заболел, и его нужно было срочно заменить. Режиссер Владимир Басов, который тогда озвучивал свою картину, в этот момент случайно проходил по тон-студии. Данелия уговорил его выручить нас и сняться в этом эпизоде. Так в нашем кинематографе появился блестящий актер».
«Фильм «Щит и меч» вышел на экраны страны в 1968 году и с первых же дней стал лидером проката: четыре его серии заняли 1-4-е места, собрав на своих просмотрах соответственно — 68, 66, 47 и 47 млн зрителей».
На счету Владимира Басова были роли не только в своих картинах, но и в фильмах других режиссеров: «Преступление и наказание» (1970, роль Лужина), «Бег» (1971, хозяин «тараканьих бегов»), «Приключения Буратино» (т/ф, 1975, Дуремар), «По семейным обстоятельствам» (1977, маклер) и др.
Как режиссер он в тот период снял следующие фильмы: «Возвращение к жизни» (1971), «Опасный поворот» (т/ф, 1972). «Нейлон 100%», «Дни Турбиных» (т/ф, 1976).
Практически во всех его картинах обязательно снималась его жена — В. Титова.
После «Дней Турбиных» у Владимира Басова случился инфаркт.
«Вскоре последовал второй инфаркт. 17 сентября 1987 года Владимир Басов скончался».